Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения памяти обусловлена широкими возможностями практического применения полученных знаний. Все процессы обучения, развивающие технологии, обучающие программы, направленные на коррекцию познавательных способностей были бы малодейственными без закономерностей запоминания и забывания материала.
Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением. Диагностика развития памяти ребенка входит в определение степени его готовности к школьному обучению.
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе.
Младший школьный возраст - это возраст, в котором складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
Степень научной разработанности проблемы. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и многие другие.
Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы – изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: развитие памяти в младшем школьном возрасте происходит наиболее успешно в результате специально организованного обучения детей приемам запоминания и воспроизведения, выработки у них умений практического применения этих приемов в повседневной учебной жизни.
Задачи:
- Изучение характеристик памяти как познавательного процесса;
- Анализ методов и средств развития памяти;
-Подбор диагностического инструментария для исследования процессов памяти младших школьников;
- Подбор комплекса игровых упражнений, методов, направленных на развитие памяти.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере психологии.
Методы исследования.
-теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
- эмпирические: наблюдение, описание, эксперимент и тестирование.
База исследования. Общеобразовательная школа № 5 г. Санкт – Петербурга.
Практическая значимость исследования. Состоит в подборе методик изучающих память младших школьников.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития памяти у младших школьников
1.1. Характеристика памяти как познавательного процесса
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое. Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [8].
Следующее определение феномена памяти - память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Отличное от этого определения дает Е. Н. Соколов. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте[18, c. 79]. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем. Для Л.С. Выготского рассмотрение феномена памяти было интересно с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был применен на познавательном процессе – памяти [6].
Эббингаузом Г. были разработаны приемы и методы, с помощью которых возможно стало изучить законы и механизмы работы памяти, независимо от деятельности другого познавательного процесса – мышления. По исследованиям автора наиболее прочные запоминания остаются у человека от сильных впечатлений.
Начиная с развития психологии как науки, ведутся исследования в области психических познавательных процессов человека, а именно процессов запоминания и воспроизведения какой-либо информации.
Впервые попытка объяснения процессов и механизмов памяти была предпринята Аристотелем, который высказывал определенные принципы, указывающим на связь воспроизведения и запоминания. [17]
Необходимым условием для возникновения ассоциаций является постоянное повторение одних и тех же процессов во времени. Очень часто теории ассоциативной психологии представляют собой просто механическую трактовку психических явлений. Однако, нельзя отрицать наличие ассоциативных связей, как это указывает Сеченов И.М.
Настоящее теоретическое обоснование наличию ассоциативных связей было представлено в работах Павлова И.П. и Сеченова И.М. Согласно Павлову, ассоциации – это временная связь, которая возникает в результате взаимодействия двух и более раздражителей. В настоящее время в современной психологической науке ассоциации являются лишь феноменами памяти, но никак не выступает ее механизмами [2, c. 44].
В отечественной психологии исследование механизмов и содержания памяти продолжало активно разрабатываться. Здесь процесс памяти неразрывно связывался с процессами мышлениями человека. В исследованиях Зинченко П.И. и Смирнова А.А. позволили раскрыть законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности и позволили, наконец, выделить важнейшие приемы запоминания полученного материала.
Так, в своих исследования Смирнов установил, что действие запоминается лучше, чем мысли человека, особенно те, которые требуют преодоления каких-либо трудностей или препятствий. На сегодняшний день, даже благодаря многочисленным исследованиям в области памяти, физиологические механизмы ее до конца не изучены[17].
К основным процессам и механизмам памяти можно отнести - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
1. Запоминание. Процесс памяти, заключается в восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга, затем образуются временные условно-рефлекторные связи. Как известно запоминание может быть произвольным и непроизвольным.
2. Сохранение – следующий процесс памяти. Суть сохранения заключается в том, что временные условно-рефлекторные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Таким образом, память человека постоянно пополняется.
3. Воспроизведение – также важнейший процесс памяти. Данный процесс отличает то, что здесь происходит воспроизведение человеком, ранее запомненного материала. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция.
4. Забывание – выступает процессом памяти, противоположным сохранению. Происходит определенный физиологический процесс, что приводит к забыванию того, что было запомнено ранее. Исследования показали, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.
Также следует отметить свойства памяти. К ним можно отнести:
Объем – т.е. то количество запомненных единиц информации;
Длительность – т.е. способность человека максимально большее время удерживать необходимую информацию;
Точность воспроизводимого материала – т.е. способность человека максимально точно воспроизводить запечатленную информацию;
Быстрота воспроизведения – показатель и способность человека использовать по необходимости имеющуюся у него информацию.
Кратковременная память хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника [Текст] // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В.И. Тютюнник. - Великий Новгород: НРЦРО, 2010. - 116 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения[Текст]// М., 2010. - 98 с.
3. Белых В. Тренируем память перед школой. [Текст]// - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] //М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,2005 – 352с.
5. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста[Текст]// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет. [Текст]// М.: Академия Развития, 2014. - 18 с.
7. Гоник И.Л., Фетисов А.В. (сост.) и др. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. Методические указания. [Текст]// Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 52 с.
8. Дубровина И.В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. [Текст] // М. – 2011. – 231 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. [Текст]// М.: ТЦ Сфера, 2015.
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. [Текст] // Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. - 64 с.
11. Мамонова Е.А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. [Текст] //М: «Академия», 2014. – 215 с.
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. [Текст] // М.: Гардарики, 2015. – 269 с.
13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. [Текст] // М.: Гардарики, 2010. - 255 с.
14. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. [Текст] // М.: РИПОЛ классик, 2016. – 112 с.
15. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. [Текст]/ Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
16. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. [Текст] // СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2007. – 288 с.
17. Смирнов А.А Проблемы психологии памяти. [Текст] // М.: «Просвещение». - 2011. – 124 с.
18. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. [Текст] // М.: МГУ, 2008. - 255 с.
19. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. [Текст] // М.: АРКТИ. - 2008. - 72 с.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. [Текст] // Издательство: Академия. Педагогическое образование. – 2011. – 336 с.
21. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. [Текст] // М., 2014.
22. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] // Ярославль: «Академия развития», 2016. - 240 с.